Положение о школьной библиотеке

Положение о библиотеке
Муниципального общеобразовательного учреждения
Бортсурманская средней школы
I. Общие положения
1.1.Библиотека является структурным подразделением муниципального
общеобразовательного
учреждения Бортсурманской средней школы (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы.
1.3.Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития
личности.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования
школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
1.5.Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства
образования и науки
Российской Федерации,
уставом школы, положением о библиотеке,
утвержденным директором школы.
1.6. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с
правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1.Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам,
родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD (CD RV)-диски, флеш - накопители);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации

обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1.Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
 осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание
обучающихся:
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой
и информацией;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;



создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации
по предметам, разделам и темам;
 организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным
процессом;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1.Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел хранения
учебников и художественной литературы.
4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования школа
обеспечивает библиотеку:
 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие
высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
 телекоммуникационной
и
копировально-множительной
техникой
и
необходимыми
программными продуктами;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.5.Ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы. Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы.
4.6.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и
юношеством библиотека школы взаимодействует с сельской библиотекой.
4.7.
Режим работы школьной библиотеки определяется директором школы в соответствии с
правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки
предусматривается выделение 1 часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы.

V. Управление. Штаты
5.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
5.2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
5.3.Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность
в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического
коллектива и входить в состав педагогического совета школы.
5.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по
учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием.
5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие
документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
5.7. Библиотекарь может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечноинформационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе.
5.8.Трудовые отношения библиотекаря и школы регулируются трудовым договором, условия
которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1 Библиотекарь имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами;
б) проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск (не более 12 дней) в
соответствии
с
коллективным
договором
между
работниками
и
руководством
общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию;
и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.

6.2. Библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех
перечисленных выше категорий пользователей;
д) не допускать распространения экстремистских материалов, а также их производство или
хранение в целях распространения;
е) совершенствовать
пользователей;

информационно-библиографическое

и

библиотечное

обслуживание

ж) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
з) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
и) создавать и поддерживать комфортные условия обслуживания;
к) не допускать читательскую задолженность, принимать оперативные меры к ее ликвидации;
л) обеспечивать конфиденциальность данных о пользователях библиотеки, их читательских
запросах;
м) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания и другие источники
информации;
д ) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при
использовании электронным и иным оборудованием;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1—2 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
7.3.Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса,
педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и
их возвращения в библиотеку.
7.4Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более трех документов
одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 10 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
7.5Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале;
7.6Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его библиотекарем; )
г)по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику
библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».