Муниципальное общеобразовательное учреждение Бортсурманская средняя школа Пильнинского муниципального округа Нижегородской области Приложение 2 Утверждена приказом директора от 26.08.2024г. № 279А о.д. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (для 5-9 класса) Бортсурманы 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 6 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................................................... 9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов » составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее (ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планом программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1)определяет цель и задачи коррекционных занятий. Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития. Задачи обучения: − формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач; − формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями; − коррекция познавательной деятельности; − раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира; − формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений. Указанные задачи реализуются в следующих направлениях: − развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной); − сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.); − систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений; − формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов: − практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арттерапия», практические опыты; − наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера); − словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка; − двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных представлениями и др. предметов: чтением, письмом, математическими ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ III. Личностные: − активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, − договоренностей; − развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения; − осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении; − развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: − составлять план действий с помощью педагога; − соблюдать правильные действия при штриховке; − пользоваться элементами расслабления; − группировать признакам, обозначать предметы по самостоятельно 2,3 выделенным их словом; − смешивать цвета, называть их; − конструировать сложные формы из 6—8 элементов; − находить нереальные элементы нелепых картинок; − определять противоположные качества и свойства предметов; − распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; − определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; − моделировать расположение предметов в заданном пространстве; − определять возраст людей и последовательность основных жизненных событий; − распознавать длительность временных интервалов; − называть месяцы года, название года; − 5 называть основные признаки времен года; − определять возраст человека. Достаточный уровень: − целенаправленно выполнять действия по 3х, 4х-звенной инструкции педагога; − выполнять точные движения при штриховке; − самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам; − ориентироваться на сенсорные эталоны; − узнавать предметы по заданным признакам; − сравнивать предметы по внешним признакам; − классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; − составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; − практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; − давать описание объектов и явлений; − определять время по часам; − называть основные и дополнительные признаки времен года; − различать противоположно направленные действия и явления; − видеть временные рамки своей деятельности; − определять последовательность событий; − ориентироваться в пространстве; − самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; − опосредовать свою деятельность речью. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов – нет фиксируемой динамики; − 1 балл – минимальная динамика; − 2 балла- удовлетворительная динамика; − 3 балла – значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования. Учитель-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Критерии оценки уровня развития: − высокий – 100 - 80%; − выше среднего – 79,9 -65%; − средний – 64,9 - 45%; − низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динами IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-тематическое планирование в 5 классе № п/п Раздел 1 Диагностическое обследование Развитие познавательной сферы Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими Развитие эмоциональноличностной сферы 2 3 4 Количество часов 4 В том числе Теория Практика Экскурсии Контроль 0 0 0 4 47 0 47 0 0 4 0 4 0 0 9 0 9 0 0 5 № п/п 1 2 3 4 5 № п/п 1 2 3 4 5 № п/п Развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции Итого за год 4 0 4 0 0 68 0 64 0 4 Учебно-тематическое планирование в 6 классе В том числе Экскурсии Количество Теория Практика часов Диагностическое 4 0 0 0 обследование Развитие 32 0 32 0 когнитивных процессов 12 0 12 0 Развитие социальных и коммуникативных умений Коррекция 10 0 10 0 поведения 10 0 10 0 Коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы Итого за год 68 0 64 0 Раздел Учебно-тематическое планирование в 7 классе В том числе Экскурсии Количество Теория Практика часов Диагностическое 4 0 0 0 обследование 32 0 32 0 Развитие когнитивных процессов 12 0 12 0 Развитие социальных и коммуникативных умений Коррекция 10 0 10 0 поведения 10 0 10 0 Коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы Итого за год 68 0 64 0 Раздел Раздел Учебно-тематическое планирование в 8 классе В том числе Экскурсии Количество Теория Практика часов Контроль 4 0 0 0 0 4 Контроль 4 0 0 0 0 4 Контроль 1 2 3 4 5 № п/п 1 2 3 4 5 Диагностическое обследование Развитие когнитивных процессов Развитие социальных и коммуникативных умений Коррекция поведения Коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы Итого за год 4 0 0 0 4 32 0 32 0 0 12 0 12 0 0 10 0 10 0 0 10 0 10 0 0 68 0 64 0 4 Учебно-тематическое планирование в 9 классе В том числе Раздел Экскурсии Количество Теория Практика часов Диагностическое 4 0 0 0 обследование 32 0 32 0 Развитие когнитивных процессов 12 0 12 0 Развитие социальных и коммуникативных умений Коррекция 10 0 10 0 поведения 10 0 10 0 Коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы Итого за год 68 0 64 0 Контроль 4 0 0 0 0 4 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебная программа по коррекционноразвивающей области Учебные пособия Методические пособия Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ УР «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья». Оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью; Разнообразный арсенал техники арттерапии; Различные дидактические, настольные игры. Программы (специальных) коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Под. редакцией И.М. Бгажноковой - М., «Просвещение», 2011. Методическое пособие для психолога «Уроки Цифровые и образовательные ресурсы Оборудование психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локалова Н.П.–М.: Ось-89, 2001. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушениями интеллекта: Программнометодические материалы. – Пермь: Пермский государственный педагогический университете. Центр развития образования г.Перми, 2001 – 72 с. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Нижний Новгород, 2005. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005. Худенко Е.Д, и др. Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы у детей инвалидов. – М., 2007. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – М., 2008. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996 видеоролики по изучаемым темам. Презентации, Инфоурок.ру Ноутбук, колонки, диски с музыкой, пластилин, карандаши, бумага, краски. Календарно-тематическое планирование 5 класс № П/п № ур.в четв. 1 2 1 2 3 4 5 6 3 4 5 6 7 8 7 8 9 9 10 11 12 13 10 11 12 13 14 14 15 16 15 1 17 2 18 19 20 3 4 5 21 6 22 7 23 24 25 8 9 10 26 11 27 12 Тема урока Диагностическое обследование (2 часа). Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Первичная диагностика. Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Первичная диагностика. Развитие познавательной сферы (26 часов). Формирование положительной школьной мотивации. Формирование положительной школьной мотивации. Выделение основных признаков предметов. Геометрические фигуры. Использование фигур в составлении рисунков. Классификация предметов (цвет, форма, размер, материал). Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие пространственных представлений. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственно-временных представлений. Развитие пространственно-временных представлений. Развитие зрительного восприятия. Восприятие зашумленных и наложенных изображений. Развитие слухового восприятия. Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов. Развитие творческого воображения. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие устойчивости внимания. Отыскивание чисел. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие внимания. Запоминание и воспроизведение элементов рисунка. Развитие зрительно-моторной координации. Решение задач на раскрашивание. Развитие зрительной и слуховой памяти. Обучение способам эффективного запоминания. Развитие зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие словесно-логической памяти. Развитие внимания, памяти, совершенствование мыслительных операций. Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (4 часа). 29 14 Межличностные отношения пятиклассников. 30 15 Что такое общение? Эффективные способы общения. 31 16 Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. 28 13 Дата 32 1 33 2 34 35 36 3 4 5 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Развитие познавательной сферы (21 час). Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Развитие логического и понятийного мышления. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Нахождение закономерностей. Установление причинно-следственных отношений. Установление причинно-следственных отношений. Обобщение и нахождение противоположностей. Обобщение и нахождение противоположностей. Установление последовательности событий. Анализ, сравнение, классификация, обобщение. Анализ, сравнение, классификация, обобщение. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант с усложнением. 14 Заполнение пропущенных элементов (цифр, букв, геометрических фигур). 15 Разгадывание ребусов. Отгадывание загадок. 16 Решение магических цепочек, треугольников и квадратов. 17 Решение кроссвордов. 18 Развитие пространственно-временных представлений. 19 Развитие пространственно-временных представлений. 20 Развитие межполушарного взаимодействия. Кинезиологические упражнения. 21 Развитие межполушарного взаимодействия. Кинезиологические упражнения. 1 Задачи на раскрашивание. Релаксационные упражнения. Развитие эмоционально-личностной сферы (9 часов). 2 Развитие навыков самопрезентации. 3 Самооценка. Развитие уверенности в себе. 4 Развитие уверенности в себе. Позитивное мышление. 5 Негативные эмоции и способы борьбы с ними. 6 Развитие навыков саморегуляции. Обучение элементарным навыкам релаксации. 7 Гармонизация эмоционального состояния. Развитие навыков саморегуляции. 8 Развитие самостоятельности. Составление плана действий. 9 Виды конфликтных ситуаций и способы их решения. 10 Виды конфликтных ситуаций и способы их решения. Развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (4 часа). 11 Эмоции и чувства. Обогащение эмоциональной сферы. 12 Развитие умения распознавания эмоциональных проявлений по различным признакам. 13 Развитие коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры. 14 Развитие эмпатийных навыков в игровых моделях взаимодействия. Диагностическое обследование (2 часа). 15 Повторная диагностика. 16 Инструктаж по безопасности в летний период. Повторная диагностика. Подведение итогов. 6 7 8 9 10 11 12 13 Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п Тема урока № Урок ов в чет. Раздел 1. Диагностическое обследование Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое обследование детей. 1. 1 2. 2 Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое обследование детей. Раздел 2. Развитие когнитивных процессов 3. 3 Формирование сосредоточенности внимания. 4. 4 Формирование сосредоточенности внимания. 5. 5 Развитие объема внимания. 6. 6 Развитие объема внимания. 7. 7 Развитие концентрации внимания. 8. 8 Развитие концентрации внимания. 9. 9 Развитие устойчивости внимания. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 10 11 12 13 14 15 16. 16 17. 1 18. 2 19. 20. 3 4 Развитие переключаемости внимания. Формирование операций обобщения. Формирование операции сравнения. Формирование операции исключения. Формирование операции классификации. Установление логических умозаключений на невербальном материале. Установление логических умозаключений на невербальном материале. Установление логических умозаключений на вербальном материале. Установление логических умозаключений на вербальном материале. Установление причинно-следственных связей. Установление причинно-следственных связей. 21. 5 Развитие произвольного запоминания. 22. 6 Развитие слухоречевой памяти. 23. 7 Развитие слухоречевой памяти. 24. 8 Развитие зрительной памяти. 25. 9 Развитие зрительной памяти. 26. 10 Развитие логического запоминания. 27. 11 Развитие логического запоминания. 28. 29. 12 13 Развитие логического запоминания. Развитие зрительного восприятия. 30. 14 Развитие зрительного восприятия. 31. 15 Развитие слухового восприятия. 32. 1 Развитие стереогноза. Дата 33. 2 Формирование пространственного восприятия. 34. 3 Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Формирование временных представлений. Раздел 3. Развитие социальных и коммуникативных умений 35. 4 36. 5 37. 6 Преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, умение произвольного расслабления. Преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, умение произвольного расслабления. Развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям. 38. 7 Развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям. 39. 8 Повышения самоуважения и самооценки. 40. 9 Развитие позитивного представления о себе. 41. 10 Формирование коммуникативной компетентности. 42. 11 Формирование коммуникативной компетентности. 43. 12 Развитие навыков совместной деятельности. 44. 13 45. 14 Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей. 46. 15 Формирование и развитие навыков социального поведения. Раздел 4. Коррекция поведения 47. 16 Решение проблем и конфликтов. 48. 17 Навыки поведения в трудных ситуациях. 49. 18 Формирование представлений о дружбе. 50. 19 Формирование принципов дружеских отношений. 51. 20 Формирование позитивного отношения к своему «Я». 52. 21 53. 1 Формирование умения выполнения учебных заданий в соответствии с условиями деятельности. Развитие произвольного контроля за поведением. 54. 2 Развитие произвольного контроля за поведением. 55. 3 Осознание собственных учебных действий. 56. 4 Осознание собственных учебных суждений. Раздел 5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы 57. 5 Развитие умения видеть взаимозависимость человека и природы. 58. 6 Развитие умения видеть сезонные изменения. 59. 7 Формирование умения владеть выразительными движениями. 60. 8 Развитие невербального общения. 61. 9 Язык чувств. Выражение основных эмоций. 62. 10 Выражение основных эмоций. 63. 11 Тренировка навыка расслабления и напряжения. 64. 12 Тренировка навыка расслабления и напряжения. 65. 13 Обучение навыкам релаксации. 66. 14 Формирование навыков самоконтроля. Диагностическое обследование 67. 15 Групповое обследование детей. 68. 16 Инструктаж по безопасности обследование детей. в летний период. Групповое Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п № Урок ов в чет. Тема урока Раздел 1. Диагностическое обследование. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое диагностическое обследование. Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое диагностическое обследование. Раздел 2. Развитие когнитивных процессов. 1. 1 2. 2 3. 3 Формирование сосредоточенности внимания. 4. 4 Формирование сосредоточенности внимания. 5. 5 Развитие объема внимания. 6. 6 Развитие объема внимания. 7. 7 Развитие концентрации внимания. 8. 8 Развитие концентрации внимания. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 9 10 11 12 13 14 15 16. 16 17. 18. 19. 20. 1 2 3 4 Развитие устойчивости внимания. Развитие переключаемости внимания. Формирование операций обобщения. Формирование операции сравнения. Формирование операции исключения. Формирование операции классификации. Установление логических умозаключений на невербальном материале. Установление логических умозаключений на невербальном материале. Установление логических умозаключений на вербальном материале. Установление логических умозаключений на вербальном материале. Установление причинно-следственных связей. Установление причинно-следственных связей. 21. 5 Развитие произвольного запоминания. 22. 6 Развитие слухоречевой памяти. 23. 7 Развитие слухоречевой памяти. 24. 8 Развитие зрительной памяти. 25. 9 Развитие зрительной памяти. 26. 10 Развитие логического запоминания. 27. 11 Развитие логического запоминания. 28. 29. 12 13 Развитие логического запоминания. Развитие зрительного восприятия. 30. 14 Развитие зрительного восприятия. 31. 15 Развитие слухового восприятия. 32. 1 Развитие стереогноза. 33. 2 Формирование пространственного восприятия. Дата 34. 3 Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Формирование временных представлений. Раздел 3. Развитие социальных и коммуникативных умений. 35. 4 36. 5 37. 6 Преодоление замкнутости, пассивности, раскрепощение, умение произвольного расслабления. Преодоление замкнутости, пассивности, раскрепощение, умение произвольного расслабления. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. 38. 7 Развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям. 39. 8 Повышения самоуважения и самооценки. 40. 9 Развитие позитивного представления о себе. 41. 10 Формирование коммуникативной компетентности. 42. 11 Формирование коммуникативной компетентности. 43. 12 Развитие навыков совместной деятельности. 44. 13 45. 14 Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие сочувствия, понимания индивидуальных других людей. 46. 15 Развитие доверия к людям. двигательное двигательное особенностей Раздел 4. Коррекция поведения. 47. 16 Решение проблем и конфликтов. 48. 17 Навыки поведения в трудных ситуациях. 49. 18 Формирование представлений о дружбе. 50. 19 Формирование принципов дружеских отношений. 51. 20 Развитие адекватной самооценки. 52. 21 Развитие адекватной самооценки. 53. 1 Коллектив, какие бывают коллективы. 54. 2 Коллектив и как в нем жить. 55. 3 Свобода человека и его поведение. 56. 4 Я и Другой Я. Поведение в разных ситуациях. Раздел 5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы. 57. 5 Развитие умения видеть взаимозависимость человека и природы. 58. 6 Развитие умения видеть взаимозависимость человека и общества. 59. 7 Формирование умения владеть выразительными движениями. 60. 8 Развитие невербального общения. 61. 9 Язык чувств. Выражение основных эмоций. 62. 10 Выражение эмоций. 63. 11 Формирование навыков самоконтроля. 64. 12 Обучение навыкам релаксации. 65. 13 66. 14 Обучение навыкам релаксации. Развитие рефлексивных навыков. Диагностическое обследование. 67. 15 Групповое диагностическое обследование. 68. 16 Инструктаж по безопасности диагностическое обследование. в летний период. Групповое Календарно-тематическое планирование 8 класс № п/п № Урок ов в чет. Тема урока Раздел 1. Диагностическое обследование. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое диагностическое обследование. Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое диагностическое обследование. Раздел 2. Развитие когнитивных процессов. 1. 1 2. 2 3. 3 Коррекция и развитие восприятия пространства. 4. 4 Коррекция и развитие восприятия пространства. 5. 5 6. 6 7. 7 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. Коррекция и развитие восприятия времени. 8. 8 Коррекция и развитие восприятия времени. 9. 9 Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. 10. 10 Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. 11. 11 Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. 12. 12 Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. 13. 13 Коррекция и развитие переключения внимания. 14. 14 Коррекция и развитие переключения внимания. 15. 16. 17. 18. 19. 15 16 1 2 3 Коррекция и развитие распределения внимания. Коррекция и развитие распределения внимания. Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Коррекция и развитие словесно –логической памяти. 20. 4 Коррекция и развитие словесно –логической памяти. 21. 5 22. 6 23. 7 24. 8 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 9 10 11 12 13 14 15 16 1 Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. Формирование операций обобщения и сравнения. Формирование операций обобщения и сравнения. Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Формирование операций Дата 34. 35. 2 3 36. 4 37. 5 исключения и классификации. Формирование операций исключения и классификации. Преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, умение произвольного расслабления. Преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, умение произвольного расслабления. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. 38. 6 Развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям. 39. 7 Повышения самоуважения и самооценки. 40. 8 Развитие позитивного представления о себе. 41. 9 Развитие навыков бесконфликтного общения. 42. 10 Формирование коммуникативной компетентности. 43. 11 Развитие навыков совместной деятельности. 44. 45. 12 13 Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей. 46. 14 Развитие умения договариваться друг с другом. 47. 15 Конфликт. Решение проблем и конфликтов. 48. 16 Навыки поведения в трудных ситуациях. 49. 17 Формирование представлений о дружбе. 50. 18 Формирование принципов дружеских отношений. 51. 1 Развитие адекватной самооценки. 52. 2 Развитие адекватной самооценки. 53. 3 Коллектив, какие бывают коллективы. 54. 4 Коллектив и как в нем жить. 55. 5 Свобода человека и его поведение. 56. 6 Я и Другой Я. Поведение в разных ситуациях. 57. 7 58. 8 Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные эмоциональные состояния). Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные эмоциональные состояния). 59. 9 Язык чувств. Выражение основных эмоций. 60. 10 Язык чувств. Выражение основных эмоций. 61. 11 Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я». 62. 12 Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я». 63. 13 Формирование позитивного отношения к своей семье. 64. 14 Формирование позитивного отношения к своей семье. 65. 15 Отработка механизмов саморегуляции. 66. 16 Формирование адекватной самооценки. Раздел. Диагностическое обследование. 67. 17 Групповое диагностическое обследование. 68. 18 Инструктаж по технике безопасности в летний период. Групповое диагностическое обследование. Календарно-тематическое планирование 9 класс № п/п 1. № Уроков в чет. 1 Тема урока Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое обследование детей. 2. 2 Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Групповое обследование детей. 3. 3 Коррекция и развитие восприятия пространства на листе бумаги 4. 4 Коррекция и развитие восприятия пространства в помещении. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы плоских предметов. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы объемных предметов. 5. 6. 5 6 7. 7 Коррекция и развитие восприятия времени (век, год). 8. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 Коррекция и развитие восприятия времени (части суток). Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. Коррекция и развитие переключения внимания. Коррекция и развитие переключения внимания. Коррекция и развитие распределения внимания. Коррекция и развитие распределения внимания. Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Коррекция и развитие словесно –логической памяти. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 5 6 7 8 Коррекция и развитие словесно –логической памяти. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. 25. 9 Коррекция и развитие наглядно- образного мышления. 26. 10 Коррекция и развитие наглядно- образного мышления. 27. 11 28. 29. 12 Коррекция и развитие наглядно- действенного мышления. Коррекция и развитие наглядно- действенного мышления. 13 Коррекция и развитие словесно- логического мышления. 30. 14 Коррекция и развитие словесно- логического мышления. 31. 15 Формирование операций обобщения и сравнения 32. 16 Формирование операций обобщения и сравнения Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Формирование операций исключения и классификации 33. 34. 35. 1 2 3 Формирование операций исключения и классификации Преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, умение произвольного расслабления. Дата 4 Преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, умение произвольного расслабления. 37. 5 Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. 38. 6 Развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям. 39. 7 Повышения самоуважения и самооценки. 40. 8 Развитие позитивного представления о себе. 41. 9 Развитие навыков бесконфликтного общения 42. 10 Формирование коммуникативной компетентности. 43. 11 Развитие навыков совместной деятельности. 44. 12 Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие сочувствия, понимания индивидуальных других людей. 36. 45. 13 46. 14 Развитие умения договариваться друг с другом 47. 15 Конфликт. Решение проблем и конфликтов. 48. 16 Навыки поведения в трудных ситуациях. 49. 17 Формирование представлений о дружбе. 50. 18 Формирование принципов дружеских отношений. 51. 1 Развитие адекватной самооценки. 52. 2 Развитие адекватной самооценки. 53. 3 Коллектив, какие бывают коллективы. 54. 4 Коллектив и как в нем жить. 55. 5 Свобода человека и его поведение. 56. 6 Я и Другой Я. Поведение в разных ситуациях. Основные эмоциональные состояния (позитивные, нейтральные эмоциональные состояния) Основные эмоциональные состояния (позитивные, нейтральные эмоциональные состояния) 57. 58. 7 8 особенностей негативные, негативные, 59. 9 Язык чувств. Выражение основных эмоций. 60. 10 Язык чувств. Выражение основных эмоций. 61. 11 Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я» 62. 12 Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я» 63. 13 Формирование позитивного отношения к своей семье 64. 14 Формирование позитивного отношения к своей семье. 65. 15 Отработка механизмов саморегуляции. 66. 16 Формирование адекватной самооценки. 67. 17 Групповое обследование детей. Инструктаж по безопасности обследование детей. 68. 18 в летний период. Групповое