Муниципальное общеобразовательное учреждение Бортсурманская средняя школа Пильнинского муниципального округа Нижегородской области Приложение 2 Утверждена приказом директора от 26.08.2024г. № 279А о.д. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 3 класса) Бортсурманы 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе рассчитана на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) – 3 часа в неделю: 9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа). 62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». Задачи коррекционного курса: 3 − повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся; − осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; − закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; − расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; − вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; − обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунов. Русский язык. 3 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г. 4 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ II. Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: − практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; − наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами; 5 − словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: − упражнения для развития артикуляционной моторики; − упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; − дыхательная гимнастика; − коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; − формирование фонематических процессов; − работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; − работа над предложением, текстом; − обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных). 6 Содержание разделов № Название раздела п/п Количество Контрольные часов работы 2 1. Обследование устной и письменной речи 9 2. Предложение. Развитие анализа структуры 14 предложения 3. Грамматическое оформление предложения и его 7 распространение 4. Слоговой состав слова 5 5. Ударение 3 6. Звуки и буквы 1 7. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда 8 8. Дифференциация согласных звуков и букв 24 Итого: 71 2 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением; − расширение представлений о многообразии окружающего мира; − ориентировка в пространстве класса; − умение слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; − развитие умения оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений), принимать участие в диалоге; − умение корригировать собственную деятельность в соответствии с высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения учебного задания; − формирование умения оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий и действий одноклассников. Предметные: Минимальный уровень: − четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке; − производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; − дифференцировать звуки; − находить основные грамматические термины: предложение, словосочетание, слово, слог, определять и обозначать на письме гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой; − находить и правильно писать предлоги; − составлять и распространять предложения по картинке; 8 − подбирать по вопросам названия предметов и действий; − списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста; − связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта). Достаточный уровень: − иметь обобщенные представления о звуковой стороне речи; − проводить звуко-буквенный и слоговый анализ слов; − обозначать мягкость согласных на письме; − дифференцировать согласные по звонкости-глухости; − активизировать усвоенную лексику через речевую практику, использовать программную терминологию; − объяснять лексическое значение слов; − владеть способами словообразования с помощью суффиксов и приставок; − различать приставки и предлоги; − распознавать имена существительные и прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными, изменять по родам и числам, знать грамматические признаки глагола; уметь изменять глаголы по числам и временам; согласовывать существительные с глаголами в числе; − интонационно правильно произносить предложения; − выделять конец предложения соответствующими знаками препинания; − составляют предложение из слов и по картине; − восстанавливать деформированный текст; − устанавливать связь между словами в предложении; − списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов); 9 − связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта). Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной отсталостью программе для (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с умственной результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует обучающегося, используя иные способы фиксации и достижения формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов 10 мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть использованной допускаемых помощи, дифференцированного что ошибок, вид дает возможность результата. Процентное и количество получения выражение более качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: − высокий – 100 - 80%; − выше среднего – 79,9 -65%; − средний – 64,9 - 45%; − низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. 11 № Тема курса Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ Предметное содержание ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование устной и письменной речи – 6 часов 1. Обследование звукопроизноситель ной стороны речи 2. Обследование экспрессивной стороны речи и импрессивной стороны речи 1 Выявление умения ребенка произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении. Придумывание короткой фразы с заданным словом Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности Произносят звуки, слова (звук находится в разных позициях). Подбирают картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом. Подбирают картинки на заданный звук Отвечают на вопросы учителя- Отвечают на вопросы учителялогопеда. логопеда. Умеют воспроизводить Произносят, воспроизводят слоговые цепочки, слова, звуки, слоги, слова и фразы. словосочетания, предложения Умеют воспроизводить слоговые сопряженно и отраженно. цепочки, слова, словосочетания, Составляют фразы по предложения. предметным картинкам с Понимают смысл различных помощью учителя-логопеда логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам 3. Обследование связной речи, словарного запаса 1 4. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова 1 5. Обследование навыка чтения 1 6. Обследование навыка письма 1 Выявление степени уровня сформированности развернутого самостоятельного высказывания Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста Написание диктанта Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам Читают слоги и слова. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Читают правильно доступный текст, по слогам, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания Списывают с печатного шрифта доступный текст. Пишут под диктовку доступный текст после Умеют писать под диктовку текст Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления 13 предварительного разбора 14 7. Понятие «Предложение» 8. Определение границы предложения в тексте 9. Деление текста на предложения Предложение. Развитие анализа структуры предложения – 14 часов 1 Определение понятия Составляют и записывают Различают понятия «слово», «словосочетание», «Предложение» Составление и предложения по «предложение». запись предложений по картинкам. картинкам. Составление графической схемы Осознают предложение как Составляют графические предложения. схемы предложений. минимальную единицу речи. Определяют количество Составляют и записывают Определение количества слов в предложении. слов в предложении с предложения по картинкам. помощью учителяЗакрепление правила записи Составляют графические предложения. логопеда схемы предложений. Формирование навыков Определяют количество слов зрительного и слухового в предложении вербального анализа 1 Дифференциация понятия Различают понятия Различают понятия «Предложение, Текст». «Предложение», «Текст». «Предложение», «Текст». Закрепление правила записи Умеют правильно Умеют правильно оформлять оформлять предложение. предложение. предложения. Делят текст на Умеют делить текст на Формирование умения предложения с помощью предложения. анализировать интонацию учителя-логопеда предложений. Анализируют интонацию Формирование умения находить предложения, соотносят с границы предложений по правилом обозначения интонации и смысловой границ предложения на законченности письме 1 Выделение признаков связного текста. Развитие умение отграничивать речевые единицы. Деление связного текста на предложения по интонационной законченности. Формирование навыков 15 зрительного и слухового вербального анализа 16 10. Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов 1 11. Составление предложений с определенным количеством слов 1 12. Увеличение количества слов в предложении 1 Составление предложений из слов, данных в беспорядке 1 14. Работа с деформированным предложением 1 15. Составление предложений из данных слов 1 13. Составление и запись предложений по картинкам. Составление схемы предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа Составление предложений из данного количества слов. Составление графической схемы предложения. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа Распространение предложений, постепенно наращивая количество слов. Развитие языкового анализа Установление смыслового и грамматически правильного порядка слов в предложении. Закрепление правил записи предложения. Составление из разрозненных слов предложений. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа. Составление из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений. Формирование Составляют предложения по сюжетной картинке. Определяют количество слов в составленном предложении с помощью учителя-логопеда. Распространяют предложение, постепенно наращивая количество слов с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда Составляют предложения по сюжетной картинке. Определяют количество слов в составленном предложении. Составляют графические схемы предложений. Распространяют предложение, постепенно наращивая количество слов Составляют предложения из слов, данных в правильной грамматической форме с помощью учителялогопеда. Составляют предложения из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме. Составляют предложения из данных слов так, чтобы выделенные слова были первыми в предложении. Составляют предложения, поставив слова в нужном порядке и падеже. 17 навыков зрительного и слухового вербального анализа. 18 16. Составление предложений по нескольким картинкам с изображением предмета в различных ситуациях 1 Составление предложений по картинкам. Определение места заданного слова в предложении. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа 17. Составление предложений с определенным словом 1 Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление и запись предложения. Выделение главных членов предложения. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа 18. Графический анализ предложения. Графические схемы. Составление предложений по графической схеме 1 Составление предложений по заданию. Изображение предложений графически. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа. Различение предложений по схемам. Составление и запись предложения. Определение количества слов в предложении Составляют предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях с помощью учителялогопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Отвечают на вопросы учителя-логопеда с опорой на ключевое слово. Составляют и записывают предложения с определенным словом с помощью учителялогопеда Составляют предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях. Определяют место заданного слова в предложении. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением Составляют предложение по графической схеме. Составляют графические схемы предложений. Определяют количество слов в предложении с помощью учителялогопеда. Отвечают на вопросы Составляют предложение из слов с использованием опорной схемы. Составляют графические схемы предложений. Определяют количество слов в предложении. Выделяют заданное слово из предложения и определяют его место. Отвечают на вопросы учителя-логопеда с опорой на ключевое слово. Составляют и записывают предложения с определенным словом. Выделяют главные члены предложения. Правильно грамматически оформляют предложение 19 учителя-логопеда односложно Грамматически правильно оформляют предложение. Умеют распространять предложение по заданному количеству слов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением 19. Определение места слова в предложении 20. 1 Определение места слова в предложении, количества слов и их последовательность Грамматическое оформление предложения и его распространение – 7 часов 1 Составление предложений по Грамматическое Умеют грамматически Умеют грамматически оформление картинкам, вопросам и правильно оформлять правильно оформлять предложения и его самостоятельно. предложение, предложение, Распространение предложений, распространение распространять его с распространять его используя правила согласования слов. помощью учителясамостоятельно. Ответы на вопросы учителя-логопеда логопеда. Согласовывают различные Согласовывают с части речи, вставляют 1 Развитие умения отвечать на Согласование помощью наглядности подходящее по смыслу глагола с именем вопросы учителя-логопеда полным слова-предметы со слово. существительным в предложением с соблюдением словами действиями, Распространяют роде правильного согласования глагола с Умеют закончить предложения в следующей именем существительным в роде. предложение по образцу последовательности: Кто? Упражнения в дополнении Что? Что делает? учителя-логопеда. предложений по образцу. 21. 22. 1 Выделение слова из предложения. Определение места слова в предложении. Изображение предложения графически Определение количество слов в предложении и их порядка. Ответы на вопросы учителя-логопеда 20 23. 24. 25. 26. Развитие умения вставлять пропущенные слова в словосочетаниях и предложениях. Укрепление речевого внимания 1 Развитие умения отвечать на Согласование глагола с именем вопросы учителя-логопеда полным существительным в предложением с соблюдением числе правильного согласования глагола с именем существительным в числе. Развитие умения использовать подходящее слово по смыслу, картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания 1 Тренировочные Построение связного высказывания по заданной теме. упражнения по Формирование навыка согласованию грамматического оформления глагола с именем предложения. существительным в Дополнение предложений с помощью роде и числе недостающих по смыслу слов. Укрепление речевого внимания Согласование имени 1 Ответы на вопросы учителя-логопеда по сюжетной картинке. прилагательного с Развитие навыка грамматического именем оформления предложения. существительным в Описание предмета с опорой на роде вопрос, картинку. Расширение активного словаря Согласование имени 1 Называние слов-признаков предмета. прилагательного с Дополнение предложений с помощью именем недостающих по смыслу слов Составляют предложение из 2-х слов с опорой на картинку. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Умеют описать основные признаки предметов. Подбирают к именам прилагательным слова, обозначающие предметы-имена существительные в роде и числе с помощью учителя-логопеда. Составляют самостоятельно предложения с опорой (без опоры) на картинку из 2-х и 3-х слов и распространяют его. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением Умеют описать основные признаки предметов. Подбирают к именам прилагательным слова, обозначающие предметыимена существительные в роде и числе. Умеют ставить вопрос к имени прилагательному от имени существительного. 21 27. существительным в числе Тренировочные упражнения по согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде и числе 1 28. Деление слов на слоги 1 29. Слогообразующая роль гласного звука 1 Дополнение предложений с помощью недостающих по смыслу слов признаков предмета. Развитие умения использовать подходящие слова-признаки по смыслу, картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Слоговой состав слова - 5 часов Определение Умеют делить слова на количества слогов в словах. слоги с помощью Составление из данных слогов слов с ритмической опоры. опорой на картинку. Повторяют заданное Развитие слухового внимания и слово по слогам памяти Выделение гласных звуков в словах. Изображение слова графически. Расширение и активизация словарного запаса Называют гласный звук слога и все гласные звуки в слове. Записывают только гласные буквы названных слогов Согласовывают имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Подбирают имена прилагательные к именам существительным по вопросам, картинкам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением Умеют делить слова на слоги. Повторяют заданное слово по слогам и записывают его. Составляют из слогов слова. Определяют количество слогов в слове. Называют первый, второй, третий слог. Подбирают и называют слово с заданным слогом Называют гласный звук слога и все гласные звуки в слове. Записывают только гласные буквы названных слогов и слов. Подбирают и называют слог с соответствующим гласным звуком, записывают его 22 30. Выделение гласных звуков из слов. Определение количества слогов в слове 1 31. Выделение гласных звуков из слов. Закрепление и умение делить слова на слоги 1 32. Выделение гласных звуков из слов. Определение порядка слогов в слове 1 33. Ударение. Выделение ударного слога 1 Выделение гласных звуков в словах. Определение количества слогов в слове. Составление из слогов слов и запись по слогам. Расширение и активизация словарного запаса Выделение гласных звуков в словах. Определение количества слогов в слове. Дополнение слов недостающим по смыслу слогом. Развитие слухового внимания и памяти Определение количества слогов в словах. Дополнение слов недостающим по смыслу слогом. Развитие слухового внимания и памяти. Расширение и активизация словарного запаса Ударение – 3 часа Выделение голосом ударного слога. Определение сильной позиции гласного звука в слове. Постановка ударения в словах. Развитие фонематического слуха и восприятия Определяют количество слогов в слове. Выделяют гласные звуки и буквы в словах Определяют количество слогов в слове. Называют первый, второй, третий слог. Придумывают и называть слово с заданным слогом. Выделяют гласные звуки и буквы в словах. Наращивают слово с помощью слогов Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного звука путём отстукивания, отхлопывания с помощью учителялогопеда Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного звука путём отстукивания, отхлопывания. Умеют слышать ударный гласный звук в слове. Умеют понимать значение слова, когда ударение 23 перемещается 24 34. Выделение ударной гласной 1 35. Смыслоразличитель ная роль ударения 1 36. Согласные и гласные звуки Их различение 1 Выделение голосом ударного слога. Умение находить ударный гласный звук. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие чувства языка Подбор к слову соответствующей картинки. Выбор слова с одинаковым написанием, но разным значением. Расширение и активизация словарного запаса Подбирают к слову соответствующую картинку. Сравнивают звучание пар слов. Определяют место ударения в слове с помощью учителялогопеда. Заканчивают предложения, выбирая подходящую по смыслу картинку Звуки и буквы - 1 час Знакомство с артикуляцией звуков Умеют на слух различать и способами их образования. гласные и согласные Различение понятий «гласный звуки в односложных и звук», «согласный звук». двусложных словах. Называние гласных и согласных Обозначают звуки звуков. цветовыми сигнальными Подбор слов на гласные и карточками. согласные звуки. Составляют звуковую Обозначение гласных и согласных схему слов с помощью Выбирают из предложений слова с одинаковым написанием, но разным значением. Подбирают к слову соответствующую картинку. Сравнивают звучание пар слов. Определяют место ударения в слове. Умеют делать вывод о изменении смысла слова при перенесении ударения. Заканчивают предложения, выбирая подходящее по смыслу слово Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Умеют выявлять особенности звуков при произношении. Умеют изображать с помощью условных символов гласные и 25 37. Уточнение и артикуляция гласных звуков 1 38. Выделение гласного звука из ряда слогов, определение места в ряду 1 39. Гласные звуки и буквы, вычленение первого и последнего звука и буквы в слове 1 звуков с помощью условных обозначений в словах (звуковая схема слов) учителя-логопеда Дифференциация гласных Уточнение и закрепление артикуляции гласных звуков. Произношение гласных звуков. Закрепление понятия о слогообразующей роли гласных звуков. Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции. Графическое изображение гласных звуков в словах Выделение гласных звуков в начальной позиции, под ударением. Определение места гласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов Выделение первого и последнего звука в слове с опорой на предметную картинку и без нее. Формирование навыков анализ и синтез слов. Развитие слухового восприятия звуков– 8 часов Правильно произносят гласные звуки и соотносят их с соответствующей буквой. Умеют вычленять гласный звук в слове в ударной позиции на слух. Выделяют первый звук в слове с помощью учителялогопеда. Вставляют пропущенный гласный звук в слово с опорой на картинный материал согласные звуки. Умеют находить заданную букву, обозначающие гласный или согласный звук из ряда букв. Составляют звуковую схему слов с помощью учителялогопеда. Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки Знают характеристику и нормы произношения гласных звуков. Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителялогопеда. Соотносят звук с буквой и цветовым символом. Умеют вычленять гласный звук в слове в ударной позиции, под ударением по картинному материалу и на слух. Выделяют первый и последний звук в слове. Вставляют пропущенный гласный в слово 26 27 40. Различение гласных по парам - а-о 1 Различение гласных по их акустическим и артикуляционным признакам. Произнесение гласных звуков с разной силой голоса. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных строчных букв, обозначающих гласные звуки в словах. Развитие зрительного и слухового восприятия. Формирование навыков звукового анализа и синтеза Правильно произносят гласные звуки и соотносят их с соответствующей буквой. Повторяют слоговую цепочку за учителемлогопедом. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал Знают характеристику и нормы произношения гласных звуков. Умеют записывать серию соответствующих букв по беззвучной артикуляции учителя- логопеда. Повторяют слоговую цепочку за учителемлогопедом. Вставляют в словах нужную букву 41. Различение гласных звуков по парам - у-и Различение гласных звуков по парам - ыи Различение гласных звуков по парам - а-я Различение гласных звуков по парам - ёю 1 Соотнесение звука с символом и буквой. Различение звуков изолированно, в слогах и словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных букв в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Правильно произносят гласные звуки и соотносят их с соответствующей буквой. Повторяют слоговую цепочку за учителемлогопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал Знают характеристику и нормы произношения гласных звуков. Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителялогопеда. Повторяют слоговую цепочку за учителемлогопедом. Вставляют в слова нужную букву. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву 42. 43. 43. 1 1 1 28 45. Звук и буква Д. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 46. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Д 1 Дифференциация согласных звуков и букв – 24 часа Упражнения в правильном Правильно произносят произнесении звука. звук. Соотнесение звука с буквой и Называют слова, в символами для его обозначения. которых есть изучаемый Определение наличие /отсутствие звук. звука в словах. Выбирают (называют) Определение места звука в слове. предметные картинки, в Формирование навыков звукового которых есть изучаемый анализа и синтеза звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы 29 47. Звук и буква Б. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 Упражнения в правильном произнесении звука. Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Формирование навыков звукового анализа и синтеза 48. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Б 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением учителя-логопеда полным ответом Правильно произносят Знают характеристику и звук. норму произношения звука. Называют слова, в Различают произношение которых есть изучаемый твердого и мягкого звука в звук. слогах и словах. Выбирают (называют) Определяют предметные картинки, в наличие/отсутствие звука в которых есть изучаемый словах. звук и буква. Умеют определять место Вставляют в словах звука в слове. Соотносят нужную букву с опорой на звук и букву устно и на картинный материал письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву Выделяют звук из слогов Выделяют звук из слогов и и слов, записывают слов, записывают соответствующую букву с соответствующую букву. опорой на картинный Произносят слова материал. отраженно, выделяя Произносят слова изучаемый звук голосом. сопряженно, выделяя Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. изучаемый звук голосом. Выбирают картинки, в Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. названии которых слышится изучаемый звук. Читают и записывают Составляют, читают и слова и предложения с записывают слова и изучаемой буквой. предложения с изучаемой Отвечают на вопросы буквой. учителя-логопеда Отвечают на вопросы односложно 30 учителя-логопеда полным ответом 31 49. Дифференциация звуков и букв Д-Б. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв по написании. 1 Сравнение кинетически сходных букв «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации. Сравнение звуков по артикуляции и звучанию. Развитие умения соотносить звук с графемой. Поэлементная запись букв с проговариванием. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Прописывают буквы в воздухе, по трафарету. Умеют поэлементно записать буквы с проговариванием. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором 50. Различение звуков и букв Д-Б в слогах, словах, предложениях. 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки чистоговорок. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Знают характеристику и норму произношения различаемых звуков. Сопоставляют звуки по артикуляции. Умеют соотносить звук с графемой. Умеют поэлементно записать буквы с проговариванием. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова приставочным способом. Вставляют пропущенные буквы в словах и предложениях. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 32 51. Звук и буква Т. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 Упражнения в правильном произнесении звука. Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Формирование навыков звукового анализа и синтеза Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал 52. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Т 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 33 34 53. Звук и буква П. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Формирование навыков звукового анализа и синтеза Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал 54. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой П 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 35 36 55. Дифференциация звуков и букв П-Т. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написании 1 Сравнение оптически сходных букв «п» и «т» путем выработки четкой зрительно-моторной координации. Сравнение звуков по артикуляции и звучанию. Развитие умения соотносить звук с графемой. Поэлементная запись букв с проговариванием. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Прописывают буквы в воздухе, по трафарету. Умеют поэлементно записать буквы с проговариванием. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором 56. Различение звуков П-Т в слогах, словах, предложениях 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговых цепочек чистоговорок. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Знают характеристику и норму произношения различаемых звуков. Сопоставляют звуки по артикуляции. Умеют соотносить звук с графемой. Умеют поэлементно записать буквы с проговариванием. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговых цепочек и чистоговорок. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова приставочным способом. Вставляют пропущенные буквы в словах и предложениях. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 37 57. Звук и буква С. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Развитие звукового анализа и синтеза 58. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой С 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением 59. Звук и буква Ш. Артикуляция, 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Правильно произносят звук. Знают характеристику и норму произношения звука. Определяют наличие/отсутствие звука в слове. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Знают характеристику и норму произношения звука. 38 звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Формирование навыков звукового анализа и синтеза 60. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Ш 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением 61. Дифференциация СШ. Сравнение звуков по артикуляции, 1 Сравнение звуков по месту и способу образования путем выработки четкой артикуляторномоторной координации. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук Определяют наличие/отсутствие звука в слове. Умеют определять место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Знают характеристику и норму произношения различаемых звуков. Сопоставляют звуки по 39 звучанию, букв - по написанию Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно в слогах и словах. Читают слоги хором 62. Различение звуков и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки и чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно 63. Звук и буква Ч. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Формирование навыков звукового анализа и синтеза Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в словах и предложениях. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Знают характеристику и норму произношения звука. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определять место 40 предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву 41 64. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Ч 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением 65. Звук и буква Щ. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения. Формирование навыков звукового анализа и синтеза Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Правильно произносят Знают характеристику и звук. норму произношения звука. Определяют Называют слова, в наличие/отсутствие звука в которых есть изучаемый словах. звук. Умеют определить место Выбирают (называют) звука в слове. Соотносят предметные картинки, в звук и букву устно и на которых есть изучаемый письме. звук и буква. Пишут под диктовку слова, Вставляют в словах нужную букву с опорой на выделяя букву картинный материал 42 66. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Щ 1 Выделение звука из слогов, слов. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно 67. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написании 1 Сравнение звуков по артикуляции. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором 68. Различение звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах, предложениях 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Знают характеристику и норму произношения различаемых звуков. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые 43 Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением 69. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи 1 70. Обследование устной речи 1 цепочки и чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Обследование устной и письменной речи – 3 часа Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на Выполнение предъявляемых на вопросы учителяслух словесных инструкций логопеда. различной сложности Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителялогопеда Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя- Читают слоги и слова. Отвечают на вопросы с опорой на картинку цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в словах и предложениях. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам Читают доступный текст правильно, по слогам, осознанно, соблюдая паузы 44 71. Обследование письменной речи 1 логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста Написание диктанта. Работа над ошибками на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал Умеют списывать Умеют писать под диктовку предложенный текст с текст. печатного варианта. Умеют находить Умеют писать слова или допущенные ошибки и простую фразу с помощью исправлять их после учителя-логопеда предварительного анализа и разбора учителем-логопедом 45