Положение о мониторинге качества образования. Муниципального общеобразовательного учреждения Бортсурманской средней школы Положение о мониторинге качества образования в МОУ Бортсурманская СОШ(далее – положение) разработано в соответствии с федеральным законом от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в связи с совершенствованием котрольно – надзорных функций и оптимизации представления государственных услуг в сфере образования», нормативно правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования. Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в МОУ Бортсурманская СОШ. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора МОУ Бортсурманская СОШна основании решения педагогического совета школы. 1. Общие положения Система мониторинга качества образования (далее - СМКО) МОУ Бортсурманская СОШ является составной частью системы оценки качества образования МОУ Бортсурманская СОШ и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения (далее ОУ). В настоящем положении используются следующие термины: Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям. Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и её отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования МОУ Бортсурманская СОШ в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования Школы и основных показателях её функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования; координация деятельности всех участников мониторинга; своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ; выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий; формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: качество результата; качество условий (программно - методические, материально -технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.); качество процессов. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. Основными принципами функционирования РСОКО КО являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность. Основными пользователями результатов мониторинга являются администрация и педагогические работники образовательных учреждений, органы управления образованием, учащиеся и их родители, представители общественности и др. 2. Организация и технология мониторинга Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На её основе составляется годовой план работы школы и график внутришкольного контроля, которые утверждаются приказом директора ОУ и обязательны для исполнения работниками МОУ Бортсурманская СОШ. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга. Администрация МОУ Бортсурманская СОШ оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на муниципальном и областном уровнях. Ответственные лица, осуществляющие мониторинг: заместитель директора по УВР, руководители школьных МО, педагог-психолог. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: 1. Определение и обоснование объекта мониторинга; 2. Сбор данных, используемых для мониторинга; 3. Структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; 4. Обработка полученных данных в ходе мониторинга; 5. Анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; 6. Подготовка документов по итогам анализа полученных данных; 7. Распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ). При оценке качества образования в МОУ Бортсурманская СОШ основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам. К методам проведения мониторинга относятся: экспертное оценивание, тестирование, анкетирование, ранжирование, проведение контрольных и других квалификационных работ, статистическая обработка информации и др. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня. К основным направлениям СМКО МОУ Бортсурманская СОШ относятся: - оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам; - мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов в новой форме; - мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении учебных четвертей, полугодий по каждому учебному предмету федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана и по завершении учебного года; - мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении первой и второй ступеней общего образования по каждому учебному предмету федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля); - мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в ОУ; - мониторинг здоровья обучающихся; - мониторинг дополнительного образования обучающихся; - мониторинг олимпиадного движения; - мониторинг перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. Показатели Технология Сроки Выход Уровень сформи- Посещение уроков В течение года по Справки рованности Административные плану работы Совещание обязательных контрольные работы школы при результатов Тесты директоре обучения Контрольные работы по Педсовет текстам УО Сравнительный анализ Качество знаний Государственные экзамены Итоговая Педсовет учащихся Олимпиады аттестация Совещание Сравнительный анализ Октябрь-ноябрь при итогов года по предметам с Конец уч. года директоре результатами прошлых лет Анализ итогов года Общая и качественная успеваемость Отчёты учителей по итогам четверти и года Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет по предметам Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет по классам Конец четверти, года Июнь Июль Банк данных Анализ итогов года (педсовет) Степень готовности выпускников основной школы к продолжению образования Степень готовности выпускников основной и средней школы к итоговой аттестации Устройство выпускников Срезы знаний Анкетирование Собеседование По плану работы школы Справка, совещание при директоре Посещение уроков Проверка документации Предварительный контроль В течение года Март-май Справка, совещание при директоре Сопоставительный анализ поступления в учебные заведения Август-сентябрь Педсовет Состояние здоровья обучающихся Данные диспансеризации, профилактических осмотров В течение года по плану диспансеризации Справка, совещание при директоре Педагогический мониторинг усвоения учебного материала включает в себя: входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по предмету; текущий контроль (на уроке); рубежный контроль (итоги четверти, полугодия); тематический контроль (проверочные, контрольные, самостоятельные работы); административные контрольные работы; итоговый контроль (выпускные экзамены). 3. Обработка и анализ полученных результатов. По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение результатов каждого этапа, а также сопоставление входных и итоговых показателей, тематических и административных контрольных работ. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, учредителя, родителей, городской общественности. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ОУ и управления образования и молодёжной политик Администрации Пильнинского муниципального района . 4. Коррекция Меры по коррекции включат в себя: выяснение причин неуспеваемости, в том числе при помощи анкетирования неуспевающих учеников по отдельным дисциплинам и учителей, ведущих эти дисциплины; обсуждение на предметных методических объединениях, педсоветах ; формирование учебной мотивации; проведение дополнительных занятий; обсуждение проблем с родителями.