Положение об учебном кабинете Муниципального общеобразовательного учреждения Бортсурманской средней школы 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрироваными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993). Письмом Министерства образования и науки РФ от 1апреля 2005г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников (Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. № 1639. Зарегистрированы в Минюсте России от 02 февраля 2011 г. № 19676), Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. (Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 4 октября 2010 г. № 986. Зарегистрированы в Минюсте России от 03 февраля 2011 г. № 19682), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), (Утверждеными приказом МЧС № 313 от 18 июня 2003 г. Зарегистрироваными в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный N 4838.) настоящим Положением. 1.2. Учебный кабинет — это учебное помещение муниципального общеобразовательного учреждения Бортсурманская средняя школа (далее Школа), оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующим образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса. 1.3.Учащиеся начальной школы занимаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Учащиеся уровня основной и средней школы занимаются в учебных кабинетах предметной направленности. 1.4. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предметов учебного плана школы при всем разнообразии методических приемов. 1.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся: - современной картины мира, - общеучебных умений и навыков, -обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности, -потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, - ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач, - теоретического мышления, памяти, воображения, а также воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности. 2. Оборудование учебного кабинета. 2.1. Учебные кабинеты оснащаются мебелью, техническими средствами обучения, учебно-методическими пособиями, необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса по предметам, изучаемым в начальной школе, в соответствии с действующими типовыми перечнями для общеобразовательных учреждений. 2.2. В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места: индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и наполняемости класса согласно санитарным требованиям; рабочее место педагогического работника, которое оборудуется столом, техническими средствами обучения, компьютерной техникой, классной (интерактивной) доской, инструментами и приспособлениями для преподавания предметов, изучаемых в начальной школе. 2.3. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми. Причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения практических работ в полном в соответствии с образовательной программой, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса. 2.4. В помещении класса имеются шкафы, полки, стеллажи и т.п., где хранятся разнообразные учебные средства и материалы: картами, картинами, таблицами, экраннозвуковыми и электронными пособиями. Все средства и материалы сгруппированы в определенном порядке (по видам: карты, схемы, таблицы и т.п.; по классам:1-4, 5-9 классы). Имеется перечень используемого оборудования, а места их расположения оборудования имеют соответствующие словесные или символические обозначения (ярлыки). Эти средства и материалы регулярно обновляются учителем в зависимости от прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей детей. 2.5. В кабинете должна иметься литература: справочная. учебнная методическая. 2.6. В учебном кабинете должен быть вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых в начальной школе предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.). Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях. 2.8. В учебном кабинете должны находиться планы и отчёты работы учителя, планыконспекты уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий). 2.9. В кабинете должны быть экспозиционные материалы, например, отражающие события внутренней и внешней жизни школы, уголок по изучению своего края, уголок класса и т.п. 2.10. Оформление учебного кабинета должно соответствовать эстетическим требованиям для учебных помещений. 2.11. В учебном кабинете должно иметься место для отдыха обучающихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен. 2.12. В учебном кабинете должны иметься: ростомер, графики светового режима, режима проветривания, плен действий во время пожара, номер телефона ПЧ, фамилия, имя, отчество ответственного за противопожарное состояния кабинета. 2.13. В учебном кабинете должен иметься «зеленый уголок», необходимо проводить постоянное озеленение учебного кабинета в соответствии с экологической направленностью школы. 3. Организация работы учебного кабинета 1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному директором Школы. 2. На базе учебного кабинета может быть организована внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с утвержденной программой и расписанием кружков, индивидуально-групповые занятия. 3. Основное содержание работы учебных кабинетов: проведение занятий по образовательной программе учебного плана; создание оптимальных условий для качественного проведения образовательного процесса на базе учебного кабинета; подготовка методических и дидактических средств обучения; соблюдение мер для охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной безопасности, санитарного режима; обеспечение сохранности имущества кабинета; участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов; 4. Заключение о готовности кабинета к новому учебному году дается комиссией по приему готовности школы к новому учебному году 4. Руководство учебным кабинетом 4.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель, назначенный из числа педагогов приказом по Школе. 4.2. Оплата за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке. 4.3. Учитель. назначенный руководить учебным кабинетом: планирует работу учебного кабинета; максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета (следит за чистотой кабинета, обеспечивает проветривание); осуществляет озеленение кабинета; принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке; своевременно информирует завхоза о необходимости списания в установленном порядке, пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества; подает администрации школы заявки на обновление, восполнение компьютерной техники, технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения; при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей; проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале, где это предусмотрено; разрабатывает и реализует планы развития учебного кабинета в целях создания оптимальных условий для реализации основной образовательной программы; ведет документацию учебного кабинета; ведет работу по энергосбережению. 5. Паспорт учебного кабинета. 5.1.Цель паспортизации кабинета – проанализировать его состояние и готовность к выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса. 5.2.На титульном листе паспорта учебного кабинета указывается полное название школы, адрес и контактный телефон, фамилия, имя, отчество учителя, ответственного за кабинет; за каким классом закреплено данное помещение, учебный год. При желании титульный лист можно сопроводить цветными иллюстрациями: фотографиями учителя и помещения. 5.3.В паспорт учебного кабинета включаются следующие документы: приказ о назначении ответственного за учебный кабинет; акт приемки кабинета на предмет готовности к учебному году (Приложение 1); для спортивного зала и специализированных кабинетов - акт – разрешение на проведение занятий (Приложение 2); опись имущества учебного кабинета (Приложение 3); инвентарную ведомость на технические средства обучения (Приложение 4); расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, индивидуально-групповым занятиям, программе дополнительного образования (Приложение 5,6 ); план работы кабинета на учебный год (Приложение 7) ; анализ работы учебного кабинета за прошлый учебный год (Приложение 7) перспективный планы развития кабинета (Приложение 7); перечень (журнал или картотека) учебно-наглядный пособий по предметам и классам (Приложение 8); журнал или картотеку раздаточного материала (дидактического, КИМов, тестов) (Приложение 9); перечень имеющейся литературы: методической, справочной, учебной и т.п. (Приложение 10); медиотека (видео, аудио, электронные материалы) (Приложение 11) правила поведения обучающихся в учебном кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления); правила техники безопасности работы в учебном кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления); Телефоны неотложной медицинской помощи, детской поликлиники и травматического пункта на случай экстренных происшествий. 5.4. В паспорте учебного кабинета перечисляются правила пользования помещением: - учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий; - обучающиеся должны находиться в кабинете только в сменной обуви; - обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя; - кабинет должен проветриваться по времени согласно графику; - учитель должен следить за организацией уборки кабинета по окончании занятий. 6. Систематизация документации. 6.1.Вся документация кабинета ведется учителем регулярно, в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, ее следует хранить в пронумерованных папках с соответствующими названиями. 6.2.Примерные названия папок кабинета школы: - «Паспорт учебного кабинета»; - «Нормативные документы»: Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. N 03-417 "О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений", СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, настоящее положение «Об учебном кабинете»; - «Охрана труда»: инструкции по охране труда и оказанию первой медицинской помощи, журнал регистрации проведенных инструктажей; - «Методическое сопровождение образовательного процесса»; - «Разработки открытых уроков и внеклассных мероприятий» - «Разработки по проведению предметных недель в школе» - «Планирование воспитательной работы» (кл. руководство) - «Планирование учебной работы»: тематические и поурочные планы; - «Современные образовательные технологии» - «Работа по самообразованию учителя» - «Работа с одаренными детьми» - «Работа со слабоуспевающими детьми» - «Анализы, проведенных контрольных работ и учет усвоения программного материала обучающимися» и др. 7. Оценка деятельности кабинета за учебный год. (Приложение 12) самооценка учителя, оценка обучающимися (анкетирование). оценка школьного методического объединения; выводы по дальнейшей работе кабинета. аттестация учебного кабинета (подготовка к следующему учебному году). Приложение 1 АКТ готовности кабинета _____________ к _____________ учебному году Комиссия в составе: Председатель: _____________________ Члены комиссии:___________________ ___________________ ___________________ провели обследование готовности учебного кабинета и рассмотрели, следующее предоставленное обеспечение: 1. Документация. 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-203 1. Паспорт 2. Правила техники безопасности. Охрана труда. 3. Правила пользования кабинетом 4. Анализ, план работы кабинета, перспективный план развития кабинета 5. Расписание работы учебного кабинета (в урочное и внеурочное время) 6. Оформление кабинета 2. Учебно-методическое обеспечение кабинета. 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-203 1. Укомплектованность: - Учебным оборудованием; - Учебно-методическим комплексом (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями); - Комплексом технических средств обучения (ТСО). 2. Наличие комплекта: - дидактических материалов; - типовых заданий; - тестов; - контрольных работ; - раздаточных материалов; - слайдов; - таблиц; - учебников 3. Оформление кабинета. 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-203 4. Охрана труда и техника безопасности 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-203 1. Оптимальная организация пространства: - места педагога - ученических мест 2. Наличие постоянных и сменных учебноинформационных стендов 1. Правила безопасности техники 2.соблюдение санитарногигиенических норм: - освещенность график проветривания состояние мебели состояние кабинета в целом 3. Инструкции по охране труда. Журнал учета инструктажей. Своевременное внесение записей - 5.Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году. Учебный год Оценка Замечания и рекомендации 20__-20___ 20__-20___ 20__-20___ 20__-20___ Председатель комиссии Члены комиссии ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ Приложение 2 АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ на проведение занятий по _______________________ Комиссия в составе председателя_______________________________ и членов комиссии________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________ составила настоящий акт в том, что: 1. В ____________ организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых. 2. Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами по технике безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы по ____________________________ с учащимися ознакомлен. 3. Замечания и предложения комиссии: _________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________ 4. Заключение комиссии о готовности ___________________ к новому учебному году ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________ Председатель комиссии Члены комиссии ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ «____» ________________20__г. Приложение 3 Опись имущества учебного кабинета № Наименование имущества Инвентарный номер Количество Приложение 4 Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета № Наименование ТСО Марка Год приобр. Инвентарный № по школе Приложение 5 Расписание работы учебного кабинета на 2019-2020 учебный год Урочные часы работы кабинета. № урока понедельник вторник среда четверг пятница 1 2 3 4 5 6 Приложение 6 Внеурочные часы работы учебного кабинета. Кружок «________________» Ф.И.О. учителя Вторник Четверг суббота Приложение 7 План (перспективный) работы кабинета № ____ на ________ учебный год. №п/п Что планируется кол-во Сроки Ответственный результат 1. 2. Требования к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу) План составляется учителем отвечающим за учебный кабинет. Структурно план работы кабинета состоит из двух частей. 1 часть. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году. 1.1. Для работы с какими классами использовался кабинет и находящиеся в нем материалы? 1.2. Что сделано по оформлению и ремонту кабинета? 1.3. Что приобретено для кабинета? 1.4. Какие были проблемы в работе кабинета? 2 часть. Задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета, мероприятия по обеспечению сохранности материальнотехнической базы кабинета. Приложение 8 Перечень учебно-наглядных пособий. № класс раздел, тема наименование Кол-во экземпляров (название таблицы, карты, атласа и т.п.) Предмет Предмет Предмет Приложение 9 Перечень раздаточного материала. Контрольные и проверочные работы. № 1 Класс 1 Тема Нумерация чисел от 1 до 10 Кол-во На каждого ученика Тесты. (КИМы). Дидактический материал Приложение 10 Перечень литературы № Автор Название методическая литература справочники учебная литература периодические издания (журналы) Изд-во Год изд. Кол-во Приложение 11 №п/п Медиотека (видео, аудио, электронные материалы) Класс Раздел, тема Название Кол-во экземпляров Приложение 12 Оценка деятельности кабинета №___ за ____/_____учебный год 1. Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка:_______________________________________________________________ 2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования): __________________________________________________________________________ 3. Оценка администрации школы: ___________________________________________________________________________ 4.Оценка методического совета: _____________________________________________________________________ 5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета: ___________________________________________________________________________ 6. Аттестация учебного кабинета: __________________________________________________________________________