Положение об учебном кабинете

Положение об учебном кабинете
Муниципального общеобразовательного учреждения
Бортсурманской средней школы

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрироваными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993).
 Письмом Министерства образования и науки РФ от 1апреля 2005г. № 03-417 «О
Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательных учреждений».
 Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
 Требованиями
к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся и воспитанников (Федеральные требования к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 декабря 2010 г. № 1639. Зарегистрированы в Минюсте России от 02 февраля
2011 г. № 19676),
 Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений. (Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 4
октября 2010 г. № 986. Зарегистрированы в Минюсте России от 03 февраля 2011 г.
№ 19682),
 Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),
(Утверждеными приказом МЧС № 313 от 18 июня 2003 г. Зарегистрироваными в
Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный N 4838.)

 настоящим Положением.
1.2. Учебный кабинет — это учебное помещение муниципального общеобразовательного
учреждения Бортсурманская средняя школа (далее Школа), оснащенное наглядными
пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в
котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с учащимися в
полном соответствии с действующим
образовательными стандартами, учебными
планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения
эффективности и результативности образовательного процесса.
1.3.Учащиеся начальной школы занимаются в закрепленных за каждым классом учебных
помещениях. Учащиеся уровня основной и средней школы занимаются в учебных
кабинетах предметной направленности.
1.4. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание
предметов учебного плана школы при всем разнообразии методических приемов.
1.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:
- современной картины мира,
- общеучебных умений и навыков,
-обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической
деятельности,
-потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению
новыми знаниями,
- ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие
знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач,
- теоретического мышления, памяти, воображения, а также воспитанию учащихся,
направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.
2. Оборудование учебного кабинета.
2.1. Учебные кабинеты оснащаются мебелью, техническими средствами обучения,
учебно-методическими пособиями, необходимыми средствами обучения для организации
образовательного процесса по предметам, изучаемым в начальной школе, в соответствии с
действующими типовыми перечнями для общеобразовательных учреждений.
2.2. В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места:
 индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и
наполняемости класса согласно санитарным требованиям;
 рабочее место педагогического работника, которое
оборудуется столом,
техническими средствами обучения, компьютерной техникой, классной
(интерактивной) доской, инструментами и приспособлениями для преподавания
предметов, изучаемых в начальной школе.
2.3. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом за партой в соответствии с его
ростом, состоянием зрения и слуха. Парты расставляются в учебных помещениях по
номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и
зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми. Причем обучающиеся с
пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Организация
рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения практических
работ в полном в соответствии с образовательной программой, при этом необходимо
учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для
организации образовательного процесса.

2.4. В помещении класса имеются шкафы, полки, стеллажи и т.п., где хранятся
разнообразные учебные средства и материалы: картами, картинами, таблицами, экраннозвуковыми и электронными пособиями. Все средства и материалы сгруппированы в
определенном порядке (по видам: карты, схемы, таблицы и т.п.; по классам:1-4, 5-9
классы). Имеется перечень используемого оборудования, а места их расположения
оборудования имеют соответствующие словесные или символические обозначения
(ярлыки). Эти средства и материалы регулярно обновляются учителем в зависимости от
прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей детей.
2.5. В кабинете должна иметься литература:
 справочная.
 учебнная
 методическая.
2.6. В учебном кабинете должен быть вариативный дидактический материал по основным
темам преподаваемых в начальной школе предметов (карточки с вариантами заданий,
упражнений, вопросов и т.п.). Этот дидактический материал должен обновляться
учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы,
изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на
электронных носителях.
2.8. В учебном кабинете должны находиться планы и отчёты работы учителя, планыконспекты уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений,
совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя,
мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации уроков,
родительских собраний, внеклассных мероприятий).
2.9. В кабинете
должны быть экспозиционные материалы, например, отражающие
события внутренней и внешней жизни школы, уголок по изучению своего края, уголок
класса и т.п.
2.10. Оформление учебного кабинета должно соответствовать эстетическим требованиям
для учебных помещений.
2.11. В учебном кабинете должно иметься место для отдыха обучающихся или занятий по
интересам во внеурочное время и во время перемен.
2.12. В учебном кабинете должны иметься: ростомер, графики светового режима, режима
проветривания, плен действий во время пожара, номер телефона ПЧ, фамилия, имя,
отчество ответственного за противопожарное состояния кабинета.
2.13. В учебном кабинете должен иметься «зеленый уголок», необходимо проводить
постоянное озеленение учебного кабинета в соответствии с экологической
направленностью школы.
3. Организация работы учебного кабинета
1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному
директором Школы.
2. На базе учебного кабинета может быть организована внеурочная деятельность
обучающихся в соответствии с утвержденной программой и расписанием кружков,
индивидуально-групповые занятия.
3. Основное содержание работы учебных кабинетов:
 проведение занятий по образовательной программе учебного плана;
 создание
оптимальных
условий
для
качественного
проведения
образовательного процесса на базе учебного кабинета;
 подготовка методических и дидактических средств обучения;
 соблюдение мер для охраны здоровья обучающихся и педагогических
работников, охраны труда, противопожарной безопасности, санитарного
режима;

 обеспечение сохранности имущества кабинета;
 участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов;
4. Заключение о готовности кабинета к новому учебному году дается комиссией по
приему готовности школы к новому учебному году

4. Руководство учебным кабинетом
4.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель, назначенный из числа
педагогов приказом по Школе.
4.2. Оплата
за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном
порядке.
4.3. Учитель. назначенный руководить учебным кабинетом:
 планирует работу учебного кабинета;
 максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления
образовательного процесса;
 осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета
(следит за чистотой кабинета, обеспечивает проветривание);
 осуществляет озеленение кабинета;
 принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного
кабинета, ведет их учет в установленном порядке;
 своевременно информирует завхоза о необходимости списания в
установленном порядке, пришедшего в негодность оборудования, приборов и
другого имущества;
 подает администрации школы заявки на обновление, восполнение
компьютерной
техники,
технических
средств
обучения,
пособий,
демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного
оборудования, других средств обучения;
 при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за
соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и
здоровья детей;
 проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале,
где это предусмотрено;
 разрабатывает и реализует планы развития учебного кабинета в целях создания
оптимальных условий для реализации основной образовательной программы;
 ведет документацию учебного кабинета;
 ведет работу по энергосбережению.
5. Паспорт учебного кабинета.
5.1.Цель паспортизации кабинета – проанализировать его состояние и готовность к
выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта,
определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в
соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного
процесса.
5.2.На титульном листе паспорта учебного кабинета указывается полное название
школы, адрес и контактный телефон, фамилия, имя, отчество учителя, ответственного
за кабинет; за каким классом закреплено данное помещение, учебный год. При
желании титульный лист можно сопроводить цветными иллюстрациями:
фотографиями учителя и помещения.
5.3.В паспорт учебного кабинета включаются следующие документы:




приказ о назначении ответственного за учебный кабинет;
акт приемки кабинета на предмет готовности к учебному году (Приложение
1); для спортивного зала и специализированных кабинетов - акт – разрешение
на проведение занятий (Приложение 2);
 опись имущества учебного кабинета (Приложение 3);
 инвентарную ведомость на технические средства обучения (Приложение 4);
 расписание работы учебного кабинета по обязательной программе,
индивидуально-групповым занятиям, программе дополнительного образования
(Приложение 5,6 );
 план работы кабинета на учебный год (Приложение 7) ;
 анализ работы учебного кабинета за прошлый учебный год (Приложение 7)
 перспективный планы развития кабинета (Приложение 7);
 перечень (журнал или картотека) учебно-наглядный пособий по предметам и
классам (Приложение 8);
 журнал или картотеку раздаточного материала (дидактического, КИМов,
тестов) (Приложение 9);
 перечень имеющейся литературы: методической, справочной, учебной и т.п.
(Приложение 10);
 медиотека (видео, аудио, электронные материалы) (Приложение 11)
 правила поведения обучающихся в учебном кабинете (вывешиваются в
кабинете для ознакомления);
 правила техники безопасности работы в учебном кабинете (вывешиваются в
кабинете для ознакомления);
 Телефоны неотложной медицинской помощи, детской поликлиники и
травматического пункта на случай экстренных происшествий.
5.4. В паспорте учебного кабинета перечисляются правила пользования помещением:
- учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий;
- обучающиеся должны находиться в кабинете только в сменной обуви;
- обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя;
- кабинет должен проветриваться по времени согласно графику;
- учитель должен следить за организацией уборки кабинета по окончании занятий.
6. Систематизация документации.
6.1.Вся документация кабинета ведется учителем регулярно, в соответствии с
установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть
упорядочена, ее следует хранить в пронумерованных папках с соответствующими
названиями.
6.2.Примерные названия папок кабинета школы:
- «Паспорт учебного кабинета»;
- «Нормативные документы»: Письмо Министерства образования и науки РФ от 1
апреля 2005 г. N 03-417 "О Перечне учебного и компьютерного оборудования для
оснащения
общеобразовательных
учреждений",
СанПиН
2.4.2.2821-10,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29 декабря 2010 г. № 189, настоящее положение «Об учебном кабинете»;
- «Охрана труда»: инструкции по охране труда и оказанию первой медицинской
помощи, журнал регистрации проведенных инструктажей;
- «Методическое сопровождение образовательного процесса»;
- «Разработки открытых уроков и внеклассных мероприятий»
- «Разработки по проведению предметных недель в школе»
- «Планирование воспитательной работы» (кл. руководство)

- «Планирование учебной работы»: тематические и поурочные планы;
- «Современные образовательные технологии»
- «Работа по самообразованию учителя»
- «Работа с одаренными детьми»
- «Работа со слабоуспевающими детьми»
- «Анализы, проведенных контрольных работ и учет усвоения программного
материала обучающимися» и др.
7. Оценка деятельности кабинета за учебный год. (Приложение 12)





самооценка учителя, оценка обучающимися (анкетирование).
оценка школьного методического объединения;
выводы по дальнейшей работе кабинета.
аттестация учебного кабинета (подготовка к следующему учебному году).

Приложение 1
АКТ
готовности кабинета _____________
к _____________ учебному году
Комиссия в составе:
Председатель: _____________________
Члены комиссии:___________________
___________________
___________________
провели обследование готовности учебного кабинета и рассмотрели, следующее
предоставленное обеспечение:
1. Документация.
2019-2020
2020-2021
2021-2022
2022-203
1. Паспорт
2.
Правила
техники
безопасности.
Охрана труда.
3. Правила пользования
кабинетом
4. Анализ, план работы
кабинета,
перспективный
план развития кабинета
5.
Расписание
работы
учебного
кабинета
(в
урочное
и
внеурочное
время)
6. Оформление кабинета

2. Учебно-методическое обеспечение кабинета.
2019-2020
2020-2021

2021-2022

2022-203

1. Укомплектованность:
- Учебным
оборудованием;
- Учебно-методическим
комплексом
(методической
литературой, книгами
для учителя, рабочими
тетрадями);
- Комплексом
технических
средств
обучения (ТСО).
2. Наличие комплекта:
- дидактических
материалов;
- типовых заданий;
- тестов;
- контрольных работ;
- раздаточных
материалов;
- слайдов;
- таблиц;
- учебников
3. Оформление кабинета.
2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-203

4. Охрана труда и техника безопасности
2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-203

1. Оптимальная организация
пространства:
- места педагога
- ученических мест
2. Наличие постоянных и
сменных
учебноинформационных стендов

1.
Правила
безопасности

техники

2.соблюдение
санитарногигиенических норм:
- освещенность

график проветривания
состояние мебели
состояние кабинета в
целом
3. Инструкции по охране
труда.
Журнал
учета
инструктажей.
Своевременное
внесение
записей
-

5.Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году.
Учебный год
Оценка
Замечания и рекомендации
20__-20___

20__-20___

20__-20___

20__-20___

Председатель комиссии
Члены комиссии

________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________

Приложение 2
АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ
на проведение занятий по _______________________
Комиссия в составе председателя_______________________________
и членов комиссии________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________

составила настоящий акт в том, что:
1. В ____________ организованы места занятий, которые соответствуют нормам по
охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также
возрастным особенностям обучаемых.
2. Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с
правилами по технике безопасности и производственной санитарии при проведении
учебной работы по ____________________________ с учащимися ознакомлен.
3. Замечания и предложения комиссии: _________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________
4. Заключение комиссии о готовности ___________________ к новому учебному
году ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________
Председатель комиссии
Члены комиссии

________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________

«____» ________________20__г.

Приложение 3
Опись имущества учебного кабинета
№

Наименование имущества

Инвентарный номер

Количество

Приложение 4
Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета
№

Наименование ТСО Марка

Год приобр.

Инвентарный № по
школе

Приложение 5
Расписание работы учебного кабинета на 2019-2020 учебный год
Урочные часы работы кабинета.
№
урока

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1
2
3
4
5
6

Приложение 6
Внеурочные часы работы учебного кабинета.
Кружок «________________»
Ф.И.О. учителя

Вторник

Четверг

суббота

Приложение 7
План (перспективный) работы кабинета № ____ на ________ учебный год.

№п/п

Что планируется

кол-во

Сроки

Ответственный

результат

1.
2.

Требования к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год (и
перспективу)
План составляется учителем отвечающим за учебный кабинет.
Структурно план работы кабинета состоит из двух частей.
1 часть. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
1.1. Для работы с какими классами использовался кабинет и находящиеся в нем
материалы?
1.2. Что сделано по оформлению и ремонту кабинета?
1.3. Что приобретено для кабинета?
1.4. Какие были проблемы в работе кабинета?
2 часть. Задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое
планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов,
диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического
материала по профилю кабинета, мероприятия по обеспечению сохранности материальнотехнической базы кабинета.

Приложение 8
Перечень учебно-наглядных пособий.
№ класс
раздел, тема
наименование
Кол-во экземпляров
(название
таблицы,
карты, атласа и т.п.)
Предмет

Предмет

Предмет

Приложение 9
Перечень раздаточного материала.
Контрольные и проверочные работы.
№
1

Класс
1

Тема
Нумерация чисел от 1 до 10

Кол-во
На каждого ученика

Тесты. (КИМы).

Дидактический материал

Приложение 10
Перечень литературы
№

Автор

Название

методическая литература

справочники

учебная литература

периодические издания (журналы)

Изд-во

Год изд.

Кол-во

Приложение 11
№п/п

Медиотека (видео, аудио, электронные материалы)
Класс
Раздел, тема
Название

Кол-во
экземпляров

Приложение 12
Оценка деятельности кабинета №___ за ____/_____учебный год
1. Самоанализ работы зав. кабинетом,
самооценка:_______________________________________________________________
2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования):
__________________________________________________________________________
3. Оценка администрации школы:
___________________________________________________________________________
4.Оценка методического совета:
_____________________________________________________________________
5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:
___________________________________________________________________________
6. Аттестация учебного кабинета:
__________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».