Положение о портфолио индивидуальных достижений учащихся, обучающихся по ФГОС начального общего образования и основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Бортсурманской средней школы 1. Общие положения Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. 2. Цель и задачи «портфолио» Цель «портфолио»: обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте; продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 3. Оформление «портфолио». Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в ОО При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: -систематичность и регулярность ведения портфолио; -достоверность сведений, представленных в портфолио; -аккуратность и эстетичность оформления; -разборчивость при ведении записей; -целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; -наглядность. Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в школе. 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. В формировании портфолио участвуют обучающиеся совместно с классным руководителем и при участии семьи. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио; классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости. 5. Структура и содержание «портфолио». «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ». Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. РАЗДЕЛ «МОЙ МИР». "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах. РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА». Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п. РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами. Этот раздел включает в себя: исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.); проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); другие формы творческой активности:; занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты); иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся. РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ». Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ». В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.