Введение в новейшую историю

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта
администрации Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бортсурманская средняя школа

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утверждено Приказом
директора от 29.08.2023 г.
№ 231В о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Введение в новейшую историю России»
для обучающихся 9 классов

с. Бортсурманы
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании:
- приказа Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021 N 64101);
- примерной программы ООО «История» для 5-9 классов
образовательных организаций. - М., 2021.
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса
«Введение в новейшую историю России» в 9 классах отводится 1 учебный
час в неделю при 17 учебных неделях.
При реализации программы используются учебные пособия
История. История России. Введение в Новейшую историю России. 9
класс. Учебное пособие / С.Н.Рудник, О.Н.Журавлёва. – М.: просвещение,
2023
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Введение в
новейшую историю России»
Общая характеристика учебного модуля «Введение в Новейшую историю
России» Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования от 31 мая 2021 № 287 указывает на
возможность наличия в структуре программы основного общего
образования учебного модуля – части содержания образования, в пределах
которой осуществляется освоение относительно самостоятельного
тематического блока учебного предмета или курса либо нескольких
взаимосвязанных разделов. Федеральная образовательная программа
основного общего образования (далее – ФОП ООО) от 16.11 2022 г. № 993,
содержательные разделы которой включают федеральные рабочие
программы учебных предметов, в том числе по «Истории». В ФОП ООО
введен учебный модуль «Введение в Новейшую историю России»,
разработанный:
 на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в обновленном ФГОС ООО;
 с учётом Примерной программы воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20);

 с учётом Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные программы (утверждена Решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября
2020 г.). Мировоззренческое значение учебного модуля: формирование у
обучающихся целостной картины мира, осмысления роли современной
России в мире, важности каждого вклада народа в общую историю
Отечества, овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей
истории России на уровне основного общего образования. Историкопросвещенческая направленность: формировать у молодёжи способность и
готовность к защите исторической правды и сохранению исторической
памяти, противодействию фальсификации исторических фактов (Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»). Содержание и
направленность учебного модуля в соответствии с ФГОС ООО: развитие
умений обучающихся устанавливать, раскрывать и объяснять причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий,
явления, процессов, показывать при наличии их взаимосвязь с важнейшими
событиями начала; характеризовать итоги и историческое значение
событий. Кодификатор ОГЭ по предмету «История» не включает
содержание модуля «Введение в Новейшую историю России». Учебный
модуль призван: - познакомить обучающихся с ключевыми событиями
новейшей истории России, предваряя систематическое изучение курса
истории 10-11 классов; - помочь педагогам в реализации программы
воспитания и организации внеурочной деятельности, поскольку смогут
опираться на представления обучающихся о наиболее значимых событиях
Новейшей истории России, об их предпосылках (истоках), главных итогах и
значении.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Введение в новейшую
историю России»
В ФОП ООО определены следующие цели учебного модуля: —
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире; — владение знаниями об основных этапах развития
человеческого общества при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе; — воспитание учащихся в духе
патриотизма, гражданственности, уважения к своему Отечеству

многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества; — развитие
способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их
динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у
школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе; — формирование личностной позиции
обучающихся по отношению не только к прошлому, но и к настоящему
родной страны.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Введение в новейшую историю
России» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Введение в новейшую историю России» 9 классе
отводится 17 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ
Введение
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей
истории страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события,
процессы ХХ — начала XXI в.
Российская революция 1917-1922 гг.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.:
общенациональный кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение
монархии. Временное правительство и Советы, их руководители.
Демократизация
жизни
страны.
Тяготы
войны
и
обострение
внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель.
Вооружённое восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г.
Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками.
Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые
преобразования большевиков. Образование РККА. Советская национальная
политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.

Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция.
Политика белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н.
Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира.
Русское зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в.,
историю народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР.
Нападение на СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в
первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил
на отпор врагу и перестройка экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв
германских планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического
сопротивления Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на
территории СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Сталинградская битва. Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.
Массовый героизм советских людей, представителей всех народов
СССР, на фронте и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское
движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла. Патриотическое
служение представителей религиозных конфессий. Вклад деятелей культуры,
учёных и конструкторов в общенародную борьбу с врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская
наступательная операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и
открытие Второго фронта. Освободительная миссия Красной Армии в
Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция Германии и окончание
Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй
мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы
Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе
антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери СССР.

Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной
войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных
преступников и их пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский
процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского
народа в победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция
РФ о защите исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы
Президента Российской Федерации об утверждении почётных званий
«Города воинской славы», «Города трудовой доблести», а также других
мерах, направленных на увековечивание памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941–1945 гг. Парад на Красной площади и
праздничные шествия в честь Дня Победы. Акции «Георгиевская ленточка» и
«Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за рубежом.
Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв.
Межнациональные
конфликты.
«Парад
суверенитетов».
Принятие
Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР.
Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление государственной независимости союзными республиками.
Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества
Независимых Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник
СССР на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства
(1991—1993 гг.). Референдум по проекту Конституции России. Принятие
Конституции Российской Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических
преобразований в стране. Совершенствование новой российской
государственности. Угроза государственному единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.

Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления
и укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В.
Путина. Восстановление единого правового пространства страны.
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с
терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ. Приоритетные
национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского
государства в XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве
в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики
Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между
Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города
федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные
последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий
капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» —
основные направления национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка
семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в
борьбе с короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических
проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири»,
«Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей в России
(образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России
(2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для
современной России. Воссоздание Российского исторического общества
(РИО) и Российского военно-исторического общества (РВИО). Исторические
парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк культуры и
отдыха
Вооружённых
Сил
Российской
Федерации
«Патриот».
Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал
Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.

Итоговое повторение
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к образовательным результатам при изучении учебного курса
«Введение в нровейшую историб России» должны реализовываться в
соответствии с положениями ФГОС ООО, утверждённого приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287.
Основой для разработки требований к образовательным результатам
выступает
системно-деятельностный
подход.
Личностные
и
метапредметные результаты являются приоритетными при освоении
содержания учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Важнейшие личностные результаты достигаются в соответствии «с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения»1.
Содержание курса способствует процессу формирования внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом, готовности выпускника основной школы
действовать на основе системы позитивных ценностных ориентаций. В
связи с этим рабочие авторские программы изучения модульного учебного
курса, планируемые педагогами основные виды деятельности на уроках
должны быть направлены на осознание обучающимися российской
гражданской идентичности, формирование их готовности к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; понимание ценности
самостоятельности и инициативы; мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности. Содержание учебного модуля
ориентировано на следующие важнейшие убеждения и качества школьника,
которые должны проявляться как в его учебной деятельности, так и при
реализации направлений воспитательной деятельности Организации1 в
сферах: гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах
и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность

к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям,
нуждающимся в ней); патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию, памятникам и символам воинской славы,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовнонравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства. Содержание
учебного модуля также ориентировано на понимание роли этнических
культурных традиций — в области эстетического воспитания; на
формирование ценностного отношения к здоровью, жизни и осознание
необходимости их сохранения, следования правилам безопасного поведения
в интернет-среде (сфера физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия); активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) социальной
направленности, уважение к труду и результатам трудовой деятельности
(область трудового воспитания); готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности. При освоении содержания
учебного модуля школьники продолжат осмысление ценности научного
познания, освоение системы научных представлений об основных
закономерностях развития общества, расширение социального опыта для
достижения индивидуального и коллективного благополучия, в том числе в
ходе овладения языковой и читательской культурой, основными навыками
исследовательской деятельности. Важным также является подготовить
выпускника основной школы к изменяющимся условиям социальной среды,
стрессоустойчивость, открытость опыту и знаниям других.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения ключевых событий и процессов
Новейшей истории России в учебном модуле выражаются в следующих

качествах и действиях. В сфере универсальных познавательных учебных
действий: —владение базовыми логическими действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки, итоги и значение ключевых
событий и процессов Новейшей истории России; выявлять причинноследственные, пространственные и временные связи (при наличии)
изученных ранее исторических событий, явлений, процессов с историей
России XX — начала XXI в.; выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах с учётом предложенной задачи; классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи; делать выводы, создавать обобщения о взаимосвязях с
использованием дедуктивных, индуктивных умозаключений и по аналогии,
строить логические рассуждения; самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи; —владение базовыми исследовательскими действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент по знания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое
исследование по установлению причинно-следственных связей событий и
процессов; оценивать на применимость и достоверность информацию;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного небольшого исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах; —владение способами работы с
информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления (справочная, научно-популярная
литература, интернет-ресурсы и др.); находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям,

предложенным или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию; В сфере универсальных
коммуникативных учебных действий: —общении: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; понимать намерения других,
проявлять уважительное ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ
РОССИИ. 9 класс 17 отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; умение формулировать вопросы (в
диалоге, дискуссии) по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять
результаты
выполненного
исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов,
исторических источников и др.; —осуществление совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы; выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вкладом каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. В сфере
универсальных регулятивных учебных действий: —владение приёмами
самоорганизации: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений

(индивидуально, в группе, групповой); самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом
имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализа ции намеченного алгоритма решения или его части),
корректировать предложенный алгоритм (или его часть) с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение; —владение приёмами самоконтроля: проявлять
способность к самоконтролю, самомотивации и рефлексии, к адекватной
оценке и изменению ситуации; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать
соответствие результата цели и условиям; В сфере эмоционального
интеллекта, понимания себя и других: —выявлять на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; —
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого
(в исторических ситуациях и окружающей действительности); —
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения. На основе определяемых во ФГОС ООО
требований к результатам изучения предмета «История» планируется и
организуется познавательная деятельность учащихся в рамках учебного
модуля.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению данной Программы следует
выделить: представления обучающихся о наиболее значимых событиях и
процессах истории России XX — начала XXI в., основные виды
деятельности по получению и осмыслению нового знания, его
интерпретации и применению в различных учебных и жизненных
ситуациях. В перечне проверяемых предметных результатов освоения
основной образовательной программы для 8 и 9 классов в пункте «Умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические
рассуждения,
делать
умозаключения
(индуктивные,
дедуктивные и по ана логии) и выводы» названы события и процессы
Новейшей истории: Февральская и Октябрьская революции 1917 г.,

Великая Отечественная война (1941—1945 гг.), распад СССР, сложные
1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с
Россией в 2014 г. В соответствии с Универсальным кодификатором для
процедур оценки качества основного общего образования1 в проверяемые
элементы содержания измерительных материалов федерального и
регионального уровней учебный материал по Новейшей истории России не
включается.

9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть даты (хронологические границы) важнейших событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и
процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинноследственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в.;
 группировать,
систематизировать факты по самостоятельно
определяемому
признаку
(хронологии,
принадлежности
к
историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логические
рассуждения,
делать
умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы» названы
события и процессы Новейшей истории: Февральская и Октябрьская
революции 1917 г., Великая Отечественная война (1941—1945 гг.),
распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг.,
воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:


выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в
результате значительных социально-экономических и политических
событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на
развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных
источников особенности таких материалов, как произведения
общественной
мысли,
газетная
публицистика,
программы
политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального);
выявлять принадлежность источника определенному лицу,
социальной группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о
событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из
разных письменных, визуальных и вещественных источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации
событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять
развернутый рассказ о ключевых событиях
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. с
использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме
короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей
XIX – начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности
(сообщение, презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в
России и других странах в XIX – начале XX в., показывая изменения,
происшедшие в течение рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их
создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.;
б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных
социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)


международных отношений рассматриваемого периода и участия в
них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и
факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом
тексте суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое
отношение к существующим трактовкам причин и следствий
исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать
повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты
сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие
ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России
XX - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения
по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения,
формулировать и аргументировать свое мнение;
 объяснять,
какими ценностями руководствовались люди в
рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций,
персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе,
регионе памятники материальной и художественной культуры XIX –
начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени
их создания и для современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
 объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для
России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое
отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.



осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в
различных учебных и жизненных ситуациях с использованием
исторического материала о событиях и процессах истории России
XX – начала ХХI вв.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС "Введение в Новейшую историю России"
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1.1

Введение

1

1.2

Российская революция 1917—1922 гг.

4

1.3

Великая Отечественная война 1941—
1945 гг.

5

1.4

Распад СССР. Становление новой
России (1992—1999 гг.)

2

1.5

Возрождение страны с 2000-х гг.
Воссоединение Крыма с Россией

3

1.6

Итоговое повторение

2

Итого по модулю

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

85

Контрольные
работы

Практические
работы

2

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение в новейшую историю России
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1.

Введение. Новейшая история России
с 1914 г. по новейшее время

1

2.

Российская империя накануне
революции

1

3.

Февральская революция 1917 года

1

4.

Октябрь 1917 года и его последствия

1

5.

Образование СССР. Влияние
революционных событий в России на
общемировые процессы XX в.

1

6.

Нападение гитлеровской Германии на
СССР

1

7.

Крупнейшие битвы в ходе войны

1

8.

Организация борьбы в тылу врага:
партизанское движение и подполье

1

9.

СССР и союзники

1

10.

Всемирно-историческое значение
Победы СССР в Великой
Отечественной войне

1

11.

Распад СССР

1

12.

Становление демократической

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

России
13.
14.
15.

16.

17.

Россия в начале XXI в.
Восстановление единого правового
пространства страны
Вхождение Крыма и Севастополя в
состав России
Итоговое повторение по теме
«Великая Отечественная война (19411945 гг.)
Итоговое повторение по модулю
«Новейшая история России с 1914 г.
по новейшее время»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1

1

1

1

17

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».